Возможно, в недалеком будущем марийские волынщики вызовут на творческое соревнование… шотландцев

Не смотря на тысячи километров, разделяющих Шотландию и Марий Эл, и совершенно разные традиции, именно древняя волынка может объединить кельтскую и финно-угорскую культуры. Ну а произойти это может на Всемирном фестивале волынщиков, который, по планам, может пройти именно в Марий Эл. В современной России марийцы — чуть ли не единственный народ России, где до сих пор жива традиция изготовления и игры на волынке.

Сохранение традиционной бытовой культуры, и историки это подтверждают, процесс сложный, так как основные ее носители – это обычные люди. Меняются поколения – уходят и традиции.
Тотырет пуч, пожалуй, один из самых старинных национальных музыкальных инструментов – в древности в марийских деревнях к его звучанию относились с большим уважением. Если играет тотырет пуч, значит, случилось что-то важное – будь то праздник или, к примеру, пожар. Сейчас чаще всего его можно встретить в электронном варианте. Тех, что сохранились с далеких времен в натуральном виде, — уже единицы. В Йошкар-Оле при колледже им. Палантая есть специальная лаборатория, где встретить даже самый редкий инструмент – вполне реально. К примеру, именно здесь в единственном экземпляре сохранился старинный Ия-ковыш, аналогичный русской скрипке. Правда, это уже поздний вариант – с 3 струнами вместо 2 – как было в первоначальном варианте.

Арама шушпык, или дословно ивовая свирель, — тоже традиционный марийский музыкальный инструмент. Древние марийцы знали секрет легкого и мелодичного звучания этого вида свирели. Перед тем, как играть, он наливали внутрь трубы немного воды.

Почти каждый национальный инструмент, спустя годы, приобретал новые черты. К примеру, шумыр (или волынка на русский лад) марийцы поначалу мастерили из мочевого пузыря только крупного рогатого скота. Сейчас размер животного уже не играет роли – волынку делают до сих пор, но уже из органа любого домашнего животного. Кстати, волынка всегда звучала в паре с барабаном. Его натягивали собачьей или телячьей кожей, что придавало звучанию большую мягкость.

Вторую жизнь марийские инструменты обретают и в наше время. Старинная национальная урожайная труба в руках этой группы создает совсем необычные новые мелодии. Вместе с электрогитарами и ударными установками группа «Мантра 2525» воспроизводит марийские этнические мотивы на новый лад. Как говорят сами исполнители, не ожидали, что их совместный проект зрителю понравится. Группа уже успела выступить не только в Йошкар-Оле, но и на фестивале «Шумбрат финно-угрия» в Мордовии и даже в Карелии. Не исключают, что часть успеха принадлежит и старинному инструменту, звук которого, как известно из древних источников, изгонял злых духов и приносил удачу.

Источник: "Марий Эл OnLine" (http://www.newsmari.info)