Вильянди четыре дня жил музыкой

В Вильянди прошел ХV музыкальный фолк-фестиваль. С четверга по воскресенье минувшей недели на открытых и закрытых площадках города и окрестностей выступили сотни исполнителей из многих стран мира, которым внимали тысячи зрителей.

Вильяндиский музыкальный праздник называют еще фестивалем традиционной музыки. Главная тема нынешнего — аллитерационная песня. Как пояснил известный композитор Вельо Тормис, которого называют ее крестным отцом, аллитерационная песня являет собой пример устного творчества, здесь важны не ноты, а голоса и слова. Для нее характерна особая форма стихосложения, частые повторы текста группой певцов, пропетого солистом и т.д.

В своем приветствии на открытии президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес выразил удовлетворение, что тема нынешнего фестиваля — именно аллитерационная песня. «Песня — это то, что объединяет нас во времени, что сплачивает нас, когда мы в опасности или в тревоге», — сказал Тоомас Хендрик Ильвес.

Приехав на место, мы сразу окунулись в праздничное многолюдье, заполонившее город. Неподалеку от театра «Угала» был разбит обширный палаточный городок, в котором обитали гости, приехавшие насладиться чудесной музыкой.

Песня сплачивает

У нас — та же цель. Приобретя программку, мы немедленно поспешили к Вишневой горе, что неподалеку от развалин замка над озером — там как раз начался концерт коллектива, именуемого «Ro: Toro + Карл Лаанекаск». Коллектив оказался инструментальным квинтетом — две волынки, саксофон, ударные и гитара. Саксофонист, впрочем, играл и на других медных инструментах. Так что, несмотря на главную тему фестиваля, на концертных площадках звучали не только песни, но и просто отличная музыка.

Потом мы поспешили к зданию Вильяндиского колледжа культуры — здесь должен был начаться концерт коллектива, названного просто и понятно — «Песни любви и радости». Еще на улице мы увидели длинную очередь желающих попасть на этот концерт. Увы, зал не слишком вместителен, и девушка-распорядительница с виноватой улыбкой говорила входящим: «Могу вам предложить места только на полу». Но и на полу народу оказалось так много, что музыкальные инструменты пришлось отодвигать вглубь сцены. Еще через несколько минут можно было предлагать зрителям места разве что на потолке.

Наконец, перед публикой появились четыре молодые женщины. Они стали играть на скрипках, каннели, фисгармонии и петь. «Песни любви и радости» оказались тихими, спокойными, душевными. Надо полагать, это и были аллитерационные песни в чистом виде. Некоторые из них дружно и слаженно подпевали и все собравшиеся в зале.

Затем мы опять отправились к развалинам замка, на сей раз на Колодезную гору — на сцене, сооруженной непосредственно у древней стены, выступала группа «Virre +». На сцене шестеро — девушка-вокалистка и пятеро мужчин-музыкантов: скрипка, альт, ударные, бас-гитара, а также… Мы даже подошли вплотную к сцене, присмотрелись, — нет, ошибки быть не может…

Много друзей

Пару лет назад одна хорошая исполнительница уверяла нас, что она единственная в Эстонии играет на мандолине. Но вот же мы отчетливо видим, что человек в составе «Virre +» тоже играет на мандолине! И не приезжий он, местный. Значит, уже как минимум двое…

По случаю сделанного нами открытия мы взяли пива, предлагаемого по вполне дружелюбной цене (25 крон), и уселись на обрывистом берегу. Внизу синело красивейшее озеро, звучала изумительная музыка. Хорошо! Возможно, песни в исполнении этого коллектива не самые аллитерационные, зато так и манят потанцевать. Что народ и делал с большим удовольствием перед сценой.

Далее у нас по плану — церковь Паулюса. Но по пути мы не смогли не свернуть к палатке Saku — еще одной концертной площадке — заинтригованные доносящимися оттуда овациями и восторженными выкриками зрителей. Просторная площадка забита битком. Здесь выступал вильяндиский эстонско-украинский ансамбль «Svjata Vatra», который создал недавно переехавший из Киева в Вильянди музыкант Руслан Трочинский. Мы протиснулись сюда в тот момент, когда Руслан со своими друзьями уже, похоже, довел публику до высшей точки восторга.

В Вильянди стоило приехать уже ради того, чтобы послушать знаменитые грузинские мужские песнопения. Потому мы и спешили в церковь Паулюса, где выступал известный далеко за пределами Грузии мужской ансамбль «Тбилиси».

Храм весьма просторный, но и здесь — та же картина: все места в партере и на балконе заняты, как и широкий проход между рядами скамей, где люди плотно расселись прямо на полу.

Не станем описывать этот концерт, потому что нет слов, чтобы отразить все его великолепие. Программа выступления была давно исчерпана, а народ все не отпускал певцов. И только когда они спели легендарное «Сулико», а распорядительница объявила, что ансамбль «Тбилиси» через день будет выступать еще, люди позволили артистам покинуть сцену.

После концерта к певцам подходили местные жители, и артисты приветствовали их, как старых знакомых. «Мы ведь много раз уже бывали в Эстонии, у нас тут много друзей», — пояснил нам руководитель ансамбля Заза Мамаладзе. Он рассказал, что ансамбль «Тбилиси» существует 27 лет, много гастролирует по миру, в его репертуаре — более 4000 песен.

Так мы и метались по Вильянди с площадки на площадку, ошеломленные обилием разнообразной, но одинаково прекрасной музыки…

XV фолк-фестиваль

Вильянди, 26-29 июля 2007 г.

Более 400 участников-исполнителей

Из них более 80 — зарубежных

Более 100 концертов

Пять открытых и пять закрытых площадок

Автор: Андрей Бабин
Источник: Postimees (http://rus.postimees.ee)