Сегодня в Минске проходит давно забытый фестиваль «Дударски фэст». Правда, звуки, которые издают древние инструменты, скорее настраивают не на танцы, а приводят в легкий транс.
Англичане называют ее сумкодудкой. В восточной Европе это гайда, на Украине и в Польше – коза, что наиболее соответствует звучанию. Но, несмотря на все ассоциации и эпитеты, во Франции слегка гнусавый голос волынки всегда был в особом почете. И даже звучал в оперном оркестре.
Несколько трубок, снабженных язычком, и кожаный мешок. Его держат под рукой, и локтем, с помощью нажима, нагнетают воздух. Физически хилым в фольклоре не место.
Отличить голос белорусской дудки от галисийской, шотландской или, к примеру, латышской, в силе только тщательно настроенному музыкальному уху. Здесь всего одна октава и один тон.
Последний раз волынщики дули в свои инструменты для широких масс почти 15 лет назад, на Балтийских просторах. С тех пор волынка перекочевала на маленькие концерты – «квартирники», фестивали средневековой культуры и стихийные встречи в парках.
Сами инструменты – практически точные копии тех времен. Их делают вручную единицы, а желают купить сотни.
Образы музыкантов под стать волынковой эпохе. Длинные волосы, бакенбарды – почти что кельты, только в кроссовках и джинсах. Неискушенный зритель песню волынки слушает с любопытством. Ощущение, что время вернулось вспять, придает живой звук.
Источник: Общенациональное телевидение (http://www.ont.by)