В Пскове прошли Дни старинной музыки

Чем нелепее и бездарнее становится современная поп-музыка, тем больший интерес вызывает музыка далекого прошлого. Чем циничнее ведут себя современные политики и военоначальники, тем с большим интересом воспринимаются средневековье и древний мир. Далекие времена идеализировать всегда легче, чем современность. Израильский ветхозаветный царь Иеффай выглядит в наших глазах страдальцем. А современный израильский президент Моше Кацав кажется всего лишь скандальным политиком. Такова волшебная сила времени и не менее волшебная сила искусства. Об Иеффае сочинил ораторию композитор XVII в. Джакомо Кариссими. Оратория была исполнена созданным месяц назад ансамблем старинной музыки, состоящим из учащихся и преподавателей псковского колледжа искусств. Но прежде в колледже прошло много других событий, тоже имеющих прямое отношение к старинной музыке…

С преподавателями музыкальных школ и школ искусств встретился петербуржец Иван Шумилов, создатель своей системы обучения игры на старинных инструментах. Он высказал много интересных и, одновременно, спорных суждений. По его мнению, настало время готовить просвещенных любителей музыки, а «время музыкантов-профессионалов закончилось». Когда-то он играл джаз, но «исчерпал возможности джаза». Это несмотря на то, что, как мне кажется, джаз неисчерпаем, как неисчерпаема, например, любовь. Дело ведь не в музыке и не в любви, а в человеке. Наверное, Иван Шумилов имел в виду джазовые стандарты, которые эксплуатируют уже полвека многие джазмены. Поэтому от этих стандартов он стал постепенно отдаляться и углубляться в средневековую музыку, стал импровизировать с нею. Хорошо забытой музыки так много, что на наш короткий век хватит. Вслед за Иваном Шумилиным этот путь избрали и другие.

Яркий пример – петербургский ансамбль старинной музыки «Musica Viva», который снова играл в Пскове. Выступлению предшествовала выставка. Музыканты показывали старинные инструменты. Без игры на них обойтись тоже было нельзя. Названия их замечательны: спинет, гемсхорны, шалмей, бомбарды, бульцианы, цинк… После цинка логично назвать и инструмент под названием «поммер» (в одном СМИ его прямо так и назвали – «помер»). Но звуки инструмента были не мертвые, а живые. Так же как и у испанской галисийской волынки или ирландской блок-флейты. Некоторые мелодии игрались едва ли не на двух струнах, равномерно распределенных между двумя музыкантами. Но при этом звук получался плотный и богатый.

Что же касается псковского ансамбля старинной музыки, то дебютанты Джакомо Кариссими не подвели (нам этот композитор больше известен как учитель Алессандро Скарлатти).

Оратория «Иеффай» — это такая эпическая мелодрама с хорошо закрученным сюжетом. Военный поход, триумфальное возвращение, сложные взаимоотношения отца-царя и незамужней дочери. Заканчивается все не слишком хорошо – преждевременной смертью дочери. Хор плачет, зрители хлопают… Несмотря на мрачноватый сюжет оратории, музыка у маэстро Кариссими получилась светлая.

Старинная музыка – хорошее средство от безвкусия.

Источник: "Псковское информационное бюро" (http://newspskov.ru)