В Биробиджане состоялся региональный фолк-фестиваль

Фолк-фестиваль «Вязь», с участием творческих коллективов из Хабаровска и Биробиджана, стал результатом активности местных студентов, сообщает «Татар-информ».

Сначала – на лоне природы – происходили театрализованные игрища с использованием самодельных деревянных мечей, которые постепенно переросли в изучение старинных обрядов и привели к созданию «на берегах Биры» неформального клуба единомышленников.

Как сообщил корреспонденту «Татар-информ» один из организаторов фестиваля, руководитель областной общественной организации «Русь молодая» Виталий Кравченко, «мы хотели доказать, что Биробиджану под силу стать одним из музыкальных центров Дальнего Востока. Этому, кроме наличия в нашем городе профессиональных музыкантов и современного звукового оборудования, благоприятствует удобное расположение Биробиджана: к нам не так сложно добраться исполнителям из Хабаровска, Благовещенска и других дальневосточных городов».

«Братьев по разуму» долго искать не пришлось – предложение биробиджанских организаторов, включающее бесплатную транспортировку музыкантов и аппаратуры, заинтересовало хабаровских исполнителей в виде «МЧС», «Оркестровая яма», «Roundel Castle» и Елены Травкиной. От принимающей стороны обещали «дать жару»» «Территория страха», «Insomnia» и «Состояние аффекта», но в хорошей концертной форме, как выяснилось накануне фестиваля, из перечисленных коллективов оказалась лишь последняя рок-групп.

Первой в сборном концерте выступила Елена Травкина, которой подыгрывает на перкуссии ее супруг, лидер модного хабаровского рэггей-проекта «Su-Asti System». Эта исполнительница — родом из Псковской области, училась в тамошнем пединституте и совершала вместе с другими однокурсницами регулярные «фольклорные экспедиции». «Ездили в глубинку, в отдаленные деревеньки и общались с бабушками. Записывали тексты старинных русских песен, учились правильному произношению и звукоизвлечению. А потом, подобрав репертуар, образовали фольклорный ансамбль «Плескава»», — собщила корреспонденту «Татар-информ» переехавшая в прошлом году на Дальний Восток Елена Травкина.

На сцене – «Roundel Castle». После небольшой неразберихи с микрофонами полились завораживающие звуки, и зал филармонии куда-то исчез. Вместо него отдельные слушатели мгновенно перенеслись в средневековый лес, где на лужайке, освещенные пламенем костра, веселятся бродячие музыканты. Это впечатление усиливал используемый хабаровчанами аутентичный инструментарий – точно такой же, как много веков назад. Особый восторг зала вызвала та самая волынка, звуки которой воскресили в памяти сцены из «Горца» и «Отважного сердца». Отведенные полчаса для выступления данного коллектива пролетели незаметно — зажигательные джиги сменялись печальными балладами, как вдруг посреди известной кельтской темы возникла не менее известная еврейская мелодия. Переплетение различных музыкальных культур было неожиданным, но бережным и вполне органичным…

«Фолк-блок» (выражение конферансье) завершала хабаровская группа «Оркестровая яма». Свой стиль музыканты определяют как «городской психоделический романс». Концертный состав «Оркестровой ямы» постоянно варьируется, к бессменному лидеру и генератору идей Николаю Никитину, автору музыки и текстов, ситуационно добавляются те или иные музыканты. Совместными усилиями создаются сюрреалистические звуковые коллажи, подкрепленные медитативными мантрами «Я хожу-брожу по городу, под мухой, с кошкой под мышкой», «Эта лишь история мальчика с печальным концом», «Скоро у меня начнут расти грибы», «Хватит есть землю» и др.

В финале трехчасового музыкального марафона на сцене материализовались исполнители, исполняющие «хэви-метал». Биробиджанская группа «Состояние аффекта» начала резво, но потом что-то случилось с аппаратурой, и возникла непредвиденная пауза. Быстро устранили неполадку, и «децибелл-шторм» продолжился.

Завершала концерт группа «МЧС». Колоритные выступления зрелых хабаровских музыкантов, решивших вспомнить «бурную юность», быстро принесли локальную популярность «МЧС», а затем успех закрепил выпущенный в Москве дебютный альбом с красноречивым названием «Металлистам нечего терять». В Биробиджане «спасатели» выступали впервые, но зал (пришло человек 300) поднялся именно на их – заключительном — сете. Звук «МЧС» тщательно выстроен, каждая нота отшлифована, все ложится ровно и плотно – «плита к плите». После одного чересчур увесистого «бита» разошедшегося барабанщика, комплекцией напоминающего борца сумо, свалился один из барабанов, но потом его таки водрузили на место.

Источник: Глобальный еврейский on-line центр (http://www.jewish.ru)