«Стары Ольса»: Хорошего много не бывает!

25 августа в поселке Изборск состоялось беспрецедентное по оценкам организаторов и участников событие – первый фестиваль военно-исторической реконструкции «Железный град — 2007». Он на один день объединил в Изборской крепости начала XIV века около 300 представителей клубов исторической реконструкции с разных городов России, а также от 6 до 8 тысяч желающих приобщиться к средневековой истории и культуре.

В ходе фестиваля жители Псковской области, а также гости из других регионов и соседней Эстонии смогли увидеть, как одевались в средние века воины и благородные дамы, ознакомиться со средневековым бытом и ремеслами, посетить настоящий средневековый ресторан, понаблюдать за средневековым футболом и, конечно же, стать свидетелями настоящих рыцарских боев. Особый колорит фестивалю придало звучание средневековых мелодий, которое доносилось то из магнитофона в лавке у торговца дисками с аутентичной музыкой, то из маленького органа, то со сцены.

Одним из гостей «Железного града» в минувшую субботу стала группа средневековой белорусской музыки «Стары Ольса». Лично для меня весть о приезде ребят, творчество которых я совершенно случайно открыла для себя полгода назад, оказалась великой и приятной неожиданностью, заставившей меня ждать наступления 25 августа с большим нетерпением. Аура, которую они создают своей музыкой, — это именно то, что помогает снять напряжение после трудного рабочего дня, почувствовать себя в мире средневековья и забыть о том, что у тебя еще ужин не приготовлен, статья не написана, а кот снова обои ободрал в прихожей – словом, о повседневности.

Чтобы ввести читателей, которые, возможно, не знают, кто такие «Стары Ольса», в курс дела, представлю историческую справку с сайта группы (http://www.staryolsa.com).

«Стары Ольса» — группа средневековой белорусской музыки, существует с 1999 года. Название взяла от ручья в западной Могилевещине. В репертуаре группы – белорусские народные баллады и воинские песни, белорусские народные танцы, произведения белорусских композиторов эпохи Ренессанса, композиции из белорусских сборников придворной музыки, белорусские канты 16 – начала 17 столетий, а также европейские популярные мелодии эпохи средневековья и Ренессанса. Музыка группы позволяет восстановить звучание многих забытых инструментов. Для исполнения используются максимально точные по виду, технологии и материалам копии стародавних белорусских инструментов: волынка, лира, гусли, свирель, варган, окарина, сурма, берестяная труба, гудок, барабан.

Цель – наиболее полная (по возможности) реконструкция музыкальных традиций Великого княжества Литовского, основной культурой и геополитической частью которого в 13-18 веках была Беларусь. В Великом княжестве Литовском был создан уникальный синтез белорусской народной и придворной музыки с европейскими музыкальными достижениями. Ради возрождения этой культурной особенности участники группы соединяют звучание стародавних белорусских инструментов и общеевропейских средневековых инструментов – лютня, флейта, мандолина, арабский барабан».

В Изборск группа «Стары Ольса» приехала в составе шести человек во главе с ее 32-летним создателем Дмитрием Сосновским, имя которого по-белорусски колоритно звучит как «Змитер». Он играет на волынке (дуде), колесной лире, гуслях, мандолине, варгане и естественно поет. Также в составе группы Илья Кублицкий (лютня, цистра, ударные, варган), Алесь Чумаков (гусли, кантеле, цистра, шалмей, колесная лира, мандолина, гудок, перкуссия и вокал), Андрей Апанович (ударные, варган, волынка, вокал), Сергей Тапчевский (перкуссии, ударные) и Оксана Костян (свирель, шалмеи).

…Музыканты появились в середине дня, вместе с дождем. После перекуса в средневековом ресторанчике со знакомым названием «Европейское» они немного осмотрелись в «Железном граде», настроили инструменты, надели свои сценические костюмы и вышли на сцену, чтобы выступить с небольшим концертом. С первых же аккордов «Ольсы» публика пустилась в средневековый пляс. Азам старинного танца гостей фестиваля научили танцоры группы старинного сценического и народного танца «Яварына», которые прибыли в Изборск вместе с белорусскими музыкантами. Наверное, о таланте танцоров, а также их психологических навыках, сказать можно много, раз уж они смогли вытащить танцевать непреступных с виду десантников. К слову, создание «Яварыны» в 2003 году — это затея Змитера Сосновского. Он идейный вдохновитель и создатель этого театра.

Второй концерт «Стары Ольса» дал уже на сцене у крепостной стены, сменив балалаечно-гармошечную группу «Белый День». Сумерки, прекрасно настроенные инструменты, горящие факела, благодарные слушатели – было все, что нужно для хорошего концерта

Особый колорит музыке, исполняемой на старинных инструментах, придало огненное шоу, в ходе которого красивые танцовщицы в кожаных сарафанчиках и хлопцы с голыми торсами танцевали с огненными поями, горящими металлическими веерами, дрались на факелах, дышали огнем и танцевали арабский танец. Сейчас все это кажется уже далеким прошлым…

Общались мы, сидя за столиком в полупустом средневековом ресторанчике. Алесь рассказал, что играет в «Ольсе», потому что ему хотелось в игре на инструментах соединить одновременно традиционность и оригинальность, и потому что средневековая музыка — это самый нетронутый и одновременно традиционный стиль.

Змитер Сосновский поведал историю создания группы:

— Все уже до группы увлекались средневековой музыкой, уже были знакомы, и собрать всех музыкантов с разных групп вместе — было только дело времени. Я собирал инструменты старые. Потом реставрировал – сам или мастерам заказывал. А потом захотелось на них играть – на одних, на других, на третьих. Потом собралась коллекция. Захотелось сыграть и попеть вместе.

Илья Кублицкий, отвечая на мой вопрос, рассказал, что музыка их команды пользуется успехом в Белоруссии. В России «Стары Ольса» выступает уже в пятый раз. До Изборска группа давала концерты в Москве, Подмосковье, в Сургуте, было турне из пяти концертов в Калининградской области. Змитер добавил, что, конечно же, чувствуется разница, как группу принимают в Белоруссии и в России: «У нас белорусский знают, поэтому больше понимают, о чем мы поем, и реагируют».

Приятно было узнать, что группе «Стары Ольса» понравилось в Изборске, хотя на тот момент, когда мы общались, ребята мало что успели увидеть.

Змитер Сосновский:

— Погода сначала была не очень. Красивый замок. На такие небольшие, не очень массовые фестивали мы часто ездим в Польшу. Но их почти нет на территории бывшего Советского союза – на Украине, Литве. Но ваш фестиваль – это какое-то исключение. В принципе он не очень массовый, но все что есть на полноценном рыцарском фестивале, все есть – и турнир, и музыка, и концерт большой, и корчма. И ремесленники с сувенирами. Ну и ваш замок очень красивый. Думаю, что сам антураж замка подсказал провести такой фестиваль».

А Илья Кублицкий оценил, как «Ольсу» на первом концерте встречали гости «Железного града». «Классная публика, сразу в танцы пустилась. Это редко бывает. Например, в Польше люди тяжелее, чем тут».

Подоспевший к середине беседы Андрей Апанович связал такую разницу в восприятии музыки даже не с тем, что русские и белорусы более эмоциональны, чем европейцы, а с тем, что в Польше сейчас эмо модно.

Так мы перешли к разговору о музыкальных вкусах. Илья сказал, что вообще не слушает то, что играет «Стары Ольса» и средневековую музыку других групп, чтобы творчество группы было индивидуальным. «Тут есть опасность повторяться. Потому что каждая группа сталкивается рано или поздно с тем, что хоть одна песня, но начинает повторять один в один другую».

Змитер рассказал, что у каждого свои пристрастия в музыке. Илья, например, серьезный фанат группы «Rolling Stones», он собрал целую коллекцию дисков. Андрей Апанович — руководитель металл-фолковой группы, Алесь — руководитель двух групп: кельтской и архаической музыки – белорусской и латышской.

Заслушавшись, я забыла поинтересоваться вкусами Змитера, но узнала, что пять лет он работал заведующим информационного отдела народной организации и пресс-секретарем, но в последние полтора года – режиссером кино. Недавно вышел его документальный фильм, посвященный истории старинных инструментов и современным мастерам. А Илья Кублицкий рассказал, что работает в музыкальной школе, окончив консерваторию по классу классической гитары. Поскольку класса лютни в консерватории не было, ему пришлось осваивать инструмент самому. Это, по словам лютниста, было несложно, потому что оба инструмента являются родственными.

Очень много мы беседовали об инструментах, на которых играет «Стары Ольса». Ведь эта тема – их золотой конек, своеобразная визитная карточка группы.

Змитер Сосновский:

— Мы реконструируем только те инструменты, которые когда-то звучали в Белоруссии. То, что у нас не встречается, не описано, не упомянуто, мы не используем. Разве только арабские барабаны. Но это общеевропейская мода. Пока точного доказательства того, что они были на территории Белоруссии, нет. Но татары воевали за Великое княжество Литовское, жили на территории Белоруссии, то есть многими путями к нам могли они попасть.

На самих средневековых инструментах играть нельзя — закон жесткий, слава богу. В Белоруссии есть закон сохранения наследия. Если мы возьмем археологически выкопанный экспонат, вынесем на сцену, то возникнет куча проблем. Но можно пользоваться копиями. Самая старая белорусская волынка хранится в Лепецком краеведческом музее, но чтобы исследовать его, снять мерки и сделать копию, мешает бюрократия. В последнее время в музее сделано точных копий около 7 – 8. И теперь музей больше не хочет, чтобы у него снимали копию, а хочет, чтобы уникальный экспонат был только там.

Сейчас «Стары Ольса» работает над новым альбомом, а параллельно дает концерты.

— Мы уже семь альбомов записали, и эта работа в студии настолько тяжелая! Проблема была в том, что ранее этой музыки не было, и что мы могли, то разучивали и записывали. Сейчас по многим критериям мы ко всему отнеслись серьезнее. Потому что надо научиться некоторым чертам средневекового музыканта, которые очень трудно освоить с современным пониманием музыкальной эстетики. Поэтому мы бьемся над музыкальными импровизациями, средневековыми аранжировками. Продюсер уже привез деньги, и мы можем хоть завтра идти в студию и записываться. Но я думаю, что мы не будем спешить и еще года два посидим над альбомом. Потому что с этого альбома, как я считаю, начнется особая страница в истории группы «Стары Ольса». Тогда мы смело можем сказать «Да, мы уже научились достаточно, чтобы называться средневековыми музыкантами». А пока предыдущие наши альбомы были только учебой».

Илья предположил, что средневековыми музыкантами «Стары Ольса» сможет называться только тогда, когда будет жить по-средневековому.

— Дирижер Никалаус Арнонкур сказал: «Средневековую музыку можно сочинить и сымпровизировать самому, но только тогда, когда ты не просто изучил эпоху, а когда живешь в соответствующей среде», то есть в замке, где постоянные сквозняки, камин греет только с одной стороны, дым, копоть, сено, пардон, постоянно шмонит конским навозом, еда пригорает, лекарств нет. В эти условия мы регулярно попадаем и в них играем. Есть несколько фестивалей в Польше, где пир проходит в максимально реконструируемой атмосфере, и где после медовухи и вина на втором часу игры ты начинаешь надеяться, что именно такие эмоции и такую игру испытывали средневековые музыканты, — рассказал Змитер

К концу беседы, когда я как раз намеревалась спросить о высоком – о жизненных принципах, на скамеечку тихонько подсел Сергей Тапчевский. Его жизненный принцип, по версии Андрея Апановича, — пива не бывает много. А жизненный принцип Андрея Апановича, по версии Сергея Топчевского, — не ссориться с женой. Принцип, по которому живет Алесь Чумаков, длиною в жизнь. «Я люблю играть музыку антуражную, народную, на интересных инструментах, осваивать их, ездить побольше по всему миру, знакомиться с интересными людьми, учиться разным традициям, учить разные языки, танцы народные».

У Оксаны «принцип очень простой – получать от жизни все по максимуму, жить в свое удовольствие, стараться увидеть и познать все, что можно, приблизиться к исполнению средневековой музыки, чтобы ощущать, каково было в средневековье».

Змитер живет по принципу «хорошего много не бывает». Ну а главный принцип Ильи – «заниматься своим любимым делом и не тратить время на дела, которые тебе вообще не нравится делать». «То есть на принцип Тапчевского», — хором добавили его коллеги.

… Мне кажется, те люди, которые побывали на концерте «Ольсы» в Старом Изборске, — это очень счастливые люди. По словам заместителя начальника отдела по культурной политике комитета области по культуре и туризму Юрия Стрекаловского, «ребята приезжают в Россию нечасто, и гораздо проще их услышать где-то в Европе, чем у нас. Да и вообще, в России не так много групп, которые на хорошем, действительно высоком европейском уровне играют средневековую музыку. Пальцев одной руки много, чтобы их пересчитать. Среди них, несомненно, «Стары Ольса». Поспорить с этим трудно!

Автор: Татьяна Борозденкова
Источник: "Псковская Лента Новостей" (http://www.pln-pskov.ru)