Средневековые ветры Выборга

Говоря о фольклорной музыке, мы, как правило, представляем группу пенсионерок в платочках, исполняющих частушки или грустные песни своей молодости. Типичный набор музыкальных инструментов – балалайки, гармонь и деревянные ложки, «прописанные» всем народным коллективам. Если гитара – то это уже барды. А если рожки, волынки и прочие средневековые инструменты, то сие проходит по статье «заграничная эстрада».
А какая же она заграничная, если, к примеру, Великий Новгород был одним из центров средневековой Европы, ганзейским городом, и музыка там звучала именно из рожков и волынок? Получается, это тоже наш, отечественный, продукт. А раз есть тема – есть и музыканты. Знакомьтесь: выборгская фолк-группа «Музыка Радикум».


Музыка корней

В дословном переводе «Музыка Радикум» – это «музыка корней», что подчеркивает оригинальность исполнения. Артисты аутентичны во всем: от инструментов, созданных по канонам старых мастеров, до штаб-квартиры: «Музыка Радикум» репетирует не где-нибудь, а в самом Выборгском замке. Что еще радует – возрастной состав музыкантов: все молодежь. К сожалению, наши фольклорные коллективы стареют; подрастающее поколение выросло на попсе, их не тянет к корням (если только «корни» не название группы из «Фабрики звезд»). А жаль. Например, на недавнем празднике «Юханнус» (Иванов день) в Скворицах гостей поразило выступление молодежного коллектива из Литвы, настоящих профессионалов народного творчества.

– Мы тоже профессионалы, – рассказывает музыкант Виктор Рыбальский. – Живем и зарабатываем нашей музыкой, постоянно выезжая на гастроли. Наша группа появилась в 1999 году, но нынешний состав дебютировал в январе 2003 года. До встречи друг с другом каждый из нас играл в других музыкальных коллективах. Объединяющей стала идея исполнения музыки средневековья, эпохи перехода от темного язычества к свету христианства.

В сегодняшнем составе группы пять человек. Родом они из разных мест: Тихвин, Сочи, Мозырь, Вентспилс. По образованию – архитекторы, лингвисты. По призванию – «исторические музыканты». Средневековая музыка – это и Новгород Великий, и Ганза, и шведские традиции, без которых невозможно говорить об истории Выборга.

– Каждый из нас приехал в Выборг как в центр средневековой архитектуры. У города есть своя душа, здесь каждый камень может рассказать свою собственную историю, – продолжает Виктор. – Выборг вобрал в себя историю как минимум трех народов: шведов, финнов и карел, русских. Каждый считает его своим, и в этом есть резон: на протяжении тысячелетия каждый народ оставил в Выборге свой след, и это невозможно проигнорировать.

Тамморра с джамбой

«Музыка Радикум» ушла в историю, что называется, с головой. Единственное «отступление» от канона – пошив концертных костюмов на швейных машинках, а не вручную. Но это неважно, ведь музыканты не реконструкторы средневековой одежды, они служат другому искусству. И здесь им нет равных: в России сейчас не более пяти музыкальных коллективов подобного направления, причем не все из них профессионалы и далеко не все играют на инструментах, созданных в точном соответствии с историческими аналогами.

– Наша гордость – восстановленные новгородские гусли XIII века, – рассказывают музыканты. – Только у нас есть и оригинальный новгородский гудок. Из европейских инструментов – единственная в России французская волынка.

В арсенале «Музыки Радикум» такие диковинные инструменты, как дункар, диджериду, алтайский варган, дарбука, давул, тамморра, джамба, биримбау, арфа, раушпфайф, флейты, ребек и с десяток видов волынок.

Огни святого Олафа

Есть в арсенале группы еще один важный инструмент – огонь. Концерты «Музыки Радикум» многие помнят по уникальным огненным шоу, что устраивают музыканты.

– Без огня не было ни одного представления в средневековой Европе, – говорит Виктор Рыбальский. – Огонь – такая же часть действа, как музыка, одежда, прочий антураж.

На концертах «Музыки Радикум» ты словно погружаешься в те далекие времена, когда Новгород был столицей республики, а Старая Ладога еще называлась Альдейгабургом. Ты будто бы уходишь корнями в свою историю и понимаешь, кто ты есть на самом деле. Без примесей, без штампов, без пропаганды.

Именно это и ценят в коллективе из Выборга зрители Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Стокгольма, Минска. И, конечно же, родного для «Музыки Радикум» Выборга, где музыканты участвуют во всех фольклорно-исторических фестивалях, таких как «Майское дерево» и «Рыцарский замок».

– Мы специально никуда не просимся, – рассказывают музыканты. – Нас самих приглашают. Мы часто бываем в Калининграде, где играем на концертных площадках в парках. Были гостями Новогрудского фестиваля в Белоруссии, на острове Готланд в Швеции, на фестивале «Живая вода» на Алтае.

Боязливый Петербург

Здесь в нашу фольклорную бочку с медом надо добавить традиционную ложку дегтя. А именно – рассказать о том, насколько наш город стал непривлекательным для таких коллективов, как «Музыка Радикум».

– Еще пару лет назад мы часто выступали в Петербурге, – вспоминает Виктор Рыбальский. – Наши концерты проходили в известных клубах. Кроме того, мы работали на открытых площадках – всем нравились наши огненные шоу. Закончилось это в один прекрасный день, когда к нам подошел наряд милиции и сопроводил в участок, где на музыкантов составили протокол об административном правонарушении. Оказывается, уличные выступления в Петербурге приравнены к… митингам! То есть каждый концерт мы должны согласовывать в Смольном?

Что же получается, дорогие жители культурной столицы? А получается то, что в Северной Пальмире не осталось площадок для выступления некоммерческих артистов, которые не могут собрать Ледовый или БКЗ. Фолк-музыкантов прогнали с Невского (уж лучше б занялись попрошайками и жуликами), большинство из «непопсовых» клубов города канули в Лету. Иные, правда, кое-как существуют, балансируя на грани рока, шансона и попсы, устраивая «корпоративы» и ожидая очередного повышения арендной платы. Но и это не спасает положение.

Петербург известен миру не только своими классическими театрами и балетом. Его любили жители бескрайней России за некоторую «неформатность», свободу творчества. На берега Невы приезжали тысячи туристов из всех городов страны как в столицу русского рока, этно- и фолкмузыки в ожидании увидеть и услышать что-нибудь «эдакое», чего в других местах нет и быть не может.

Куда все делось? Петербург буквально «зачищен» от любого неформатного творчества, за исключением живописного промысла на Невском. У нас практически не осталось приличных клубов, нет площадок для выступлений народных коллективов, нет фольклорных фестивалей. Зато есть бдительность милиции и властей: ах, как бы чего не вышло! Уж лучше ничего, чем возможность «опростоволоситься» перед федеральными чиновниками. Вдруг не понравится какой-нибудь «балаган»? Так можно и чин потерять.

На мой взгляд, главное в этой ситуации в другом: как бы ни потерять не чин, а честь родного города. Северной Пальмиры, известной миру как приют всем творческим людям, а не только тем, кто укладывается в формат центрального телевидения.

Автор: Александр ВЕРТЯЧИХ
Источник: "С.-Петербургские ведомости" (http://www.spbvedomosti.ru)