Нерон и русские скоморохи

Человечество тянет волынку уже шесть тысяч лет
Благодаря рослым, рыжим и колоритным парням в килтах инструмент под названием «пиб моор», он же волынка, стал настоящим символом шотландской державы. Между тем способ звукоизвлечения у волынки вполне интернационален. Волынка представляет собой «мех» – резервуар из кожи или желудка домашнего скота. В него вставлены трубка для нагнетания воздуха – «вдувалка», мелодическая трубка с восемью игровыми отверстиями для пальцев – «чантер» и раздвижные коленчатые трубки – «бурдоны», с помощью которых инструмент настраивают по отношению к чантеру.


Во Франции волынка называется «мюзет», в Литве – «лабанора дуда», в Грузии – «гудаствири», в Молдавии и Румынии – «чимпой», в Ирландии – «иллианпайп», в Италии – «цампония», в Болгарии – «гайда». У разных народов волынки различаются материалом, размерами, количеством трубок и в зависимости от этого звучанием и тембром. Мехи могут делать из ткани, вдувалку – из металла и кости, чантеры – из дерева, птичьей кости, тростника или олова, а раструбы – из коровьего рога и бересты. Громкость некоторых басовых волынок достигает 100 децибелов.

Волынка как оружие

Волынка – один из старейших музыкальных инструментов. Первые волынки были найдены в халдейских захоронениях, датирующихся примерно четвертым тысячелетием до н.э. На волынках играли древние ассирийцы, египтяне и греки, что отображено в каменных барельефах тех времен. Упоминания волынок можно встретить и в античной исторической литературе. И не надо думать, что тогда на бурдюке с трубками играли прелестные кудрявые буколические пастушки. Своими громогласными протяжными звуками волынка поднимала дух суровых римских воинов и была одним из любимых инструментов Нерона. По свидетельству Гая Светония Транквилла, император мечтал о том времени, когда в один и тот же день ему довелось бы сыграть на водяном органе, флейте и волынке, а затем выступить в качестве актера и танцора.

В шотландских войсках громкий, протяжный, капризный, как будто плачущий, звук волынки, гулко раздающийся в горах, потеснил рожки и барабаны. Волынщик был подобен знамени полка, и, по традиции, пока он был жив, шотландцы не сдавались. Впрочем, играли на волынке и в мирное время. В крупных шотландских кланах были собственные волынщики, которые в XVI веке даже устраивали специальные соревнования. По легенде, во время якобитского восстания 1745 года шотландский герой принц Чарльз Стюарт въехал в Эдинбург во главе парада из ста волынщиков. После подавления восстания в 1746 году английский парламент специальным актом запретил ношение килтов и игру на волынке, признанной не больше и не меньше, чем оружием. Запрет этот был снят только через полвека, когда шотландцев стали нанимать в английскую армию и разрешили иметь собственные оркестры, состоящие, естественно, из волынок и барабанов. А в XIX и начале XX века в Англии появились первые волыночные оркестры – «пайп-бэнды», а также волыночные оркестры с использованием барабанов – «пайпс-энд-драмс».

Соседи шотландцев – ирландцы – тоже любили волынку, настолько, что после принятия Ирландией христианства она была официальным церковным инструментом, производившим звуки небесной красоты во время богослужения. А в ранней западноевропейской живописи часто встречаются изображения ангелов, играющих на волынках.

И на дуде игрец…

Русские тоже тянут волынку с давних пор. Существует западноевропейская гравюра XII века «Восточный славянин играет на русской волынке». Некоторые полагают, что название инструмента произошло от места его появления – Волыни. Если же верить «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, слово «волынка» происходит от слова «вол» и означает «снятый и зашитый телячий или козий мех, снабженный вдувными и игральными трубками».

На Руси у волынки было и еще одно, более простое название – «дуда». На дуде играли скоморохи, сведения о чем содержатся еще в «Повести временных лет». Впрочем, до XIII века русские летописцы гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник». Но на Руси обстоятельства складывались не в пользу волынки. Скоморошеская традиция сохраняла в себе мощные пласты язычества, за что ее постоянно преследовало духовенство. Лишь в XVII веке музыкантам ненадолго улыбнулась удача: царь Михаил Федорович благоволил скоморохам и в 1613 году создал из лучших артистов Государеву потешную палату. Правда, позднее, в 1648 году, вышел бескомпромиссный указ царя Алексея Михайловича Тишайшего «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», который так и называют «указом против скоморохов».

Впрочем, скоморохи были уничтожены лишь на бумаге и просто временно «залегли на дно» – вместе с волынками. Но уже ко второй половине XIX века интерес к этому инструменту проснулся у отечественной интеллигенции. Так, некая госпожа Вольская успешно давала концерты на волынке усовершенствованной ею самой конструкции, прославляла русскую волынку за рубежом и мечтала о создании ансамбля.

Автор: Елена Семенова
Источник: Независимая газета (http://www.ng.ru/)