Nazareth туманной юности

Недавний минский концерт группы Nazareth лишний раз доказал: людям нужны легенды и возможность качественно поностальгировать. Именно поэтому здешняя публика вряд ли массово отправится на концерт актуального западного исполнителя, резонно предпочтя ему того, чье имя присутствует в рок-сборниках юности и приятно бередит подсознание обещанием праздника

С другой стороны, на концерт легендарных шотландских рокеров многие отправились просто для галочки: всегда приятно посетить хороший концерт мирового уровня рок-звезд, тем более если там споют одну-две песни, знакомые с детства. И тот факт, что рок-звезды эти теперь больше гастролируют по просторам бывшего СНГ, чем по остальным точкам планеты, никого не пугает: просто наше время наконец-то пришло!

Еще в 90-е Nazareth уверенно вписались в стан т.н. «советских западных рок-групп», музыку которых запоем слушали в Союзе. Советский западный рок — это и «Назарет», и «Юрай Хип», и «Дип Папл», и даже «Слэйд». В общем, все, чьи хиты было модно играть «живьем» на школьных «огоньках». Еще один важный критерий — доступность. Думается, если бы в Минск с концертом приехал Игги Поп, требовательные меломаны вряд ли заполнили бы «Ледовый» под завязку: сомневаюсь, что в 70-е в СССР слушали Stooges.

А вот концерт Nazareth — настоящий народный праздник, на который приходят целыми семьями (показать детям, под какую песню познакомились их родители?), как на ноябрьскую демонстрацию в те светлые, забытые годы.

Стоит отдать должное приехавшим шотландцам — они искренне пытались быть актуальными. Несмотря на то что их новый альбом, ради записи которого они сдвинули свой восточноевропейский тур на одиннадцать дней, выходит аккурат к 40-летию группы (до этого коллектив десять лет не выпускал ничего, кроме сборников хитов и залихватских концертных альбомов) и весь нашпигован привлекательной юбилейной атрибутикой, в этом вряд ли можно усмотреть лишь желание коммерческого успеха. Возможно, им просто нравится быть на сцене.

Улыбчивому старичку Дэну Маккаферти, который стал похож на добродушного сказочного тролля, точно нравится. «Привет, Минск! Как дела?» — верещит он своим фирменным скрежещущим тембром. Маккаферти произносит русские фразы практически без акцента, и это не может не пугать. Восемь лет назад, в первый приезд в Минск, его прононс был далеко не таким идеальным, но обилие российских туров наверняка способствовало лингвистической эрудиции музыкантов.

Концертная программа Nazareth искусно составлена из чередования хитов с новыми песнями. Ощущается отсутствие клавишника: после того как Ронни Ли покинул группу, устав от чересчур бурной гастрольной деятельности, коллектив стал квартетом и в связи с этим ужесточил плотную блюзовую основу саунда. Ритм-секция звучит слаженно и ровно: молодой барабанщик Ли Эгню старается изо всех сил, а его отец, басист Пит Эгню, стоит на одном месте и вальяжно перебирает струны — никаких лишних движений. Гитарист Джимми, похожий на задумчивую русалку, периодически выдает витиеватые, но нехитрые соло, неизменно вызывающие овации (о таком методе завоевания аудитории прекрасно писал Фрэнк Заппа: «Во время исполнения грандиозного соло верный способ крутейшего из музыкантов произвести впечатление — закончить соло пробегом снизу вверх по гамме, а потом ухватиться за последнюю ноту и повторять ее как можно быстрее»). Самый активный — разумеется, сам Дэн, мультипликационный злодей, тем не менее обаятельный и на редкость вменяемый. «А эта песня, хе-хе, о сексуальных взаимоотношениях! Я ее написал, когда был молодой, высокий и стройный!» — хохочет он, объявляя хит Love Leads To Madness. От возрастной надтреснутости его и без того рваный вокал приобрел благородные блюзовые оттенки, а в истинном блюзе почтенные годы — только плюс, в отличие от более маскулинного и поэтому жестокого к возрасту хард-рока.

Толпа на танцполе плотная, но монолитная — отрывается только молодежь перед сценой. Прочие кучно сгрудились только для того, чтобы увидеть легенду поближе. По сути, все эти хард-роковые старички — своего рода портал в счастливое прошлое, которое наконец-то может осуществиться. И осуществляется: группа выдает одиозную Love Hurts, зал слезливо выдыхает, а Дэн поет так чувственно, будто в первый раз влюбился буквально позавчера. Маккаферти дивится избирательности минской аудитории: хитовую балладу Dream On зал пел неохотно, а вот хулиганскую версию знаменитой Cocaine воспринял более бурно, чем все прочие хиты, мощным хором взвывая «Кокэйн!» в конце каждого припева.

Дэн поднял бровь: «Ха-ха, а мы вообще-то против наркотиков! Что-что вы там кричите? Травы хочешь? Какой травы, черт подери?» Кто-то из зрителей орет: «Говори по-русски! Нас в школе плохо учили английскому!» Истинные фанаты знают, что Nazareth никогда не увлекались наркотиками (это и отличало их от большинства коллег), зато радостно налегали на алкоголь. Поговаривают, что алкоголь им нравится до сих пор, причем даже как-то чрезмерно. Впрочем, это всего лишь слухи.

«Мне больно на него смотреть, он стал такой старенький», — говорит какая-то девушка своему другу. «Я не могу понять, — тут же кричит некий рокер группе товарищей, — в 1999г. их концерт был намного круче, или я просто тогда был намного моложе?» Осмотревшись по сторонам, замечаешь, что большинство присутствующих счастливы. Счастливы и музыканты, несмотря на то, что до конца года им надо отыграть еще пару десятков концертов в различных городах России и Украины.

«ЧЁРТ ПОДЕРИ…»

В финале концерта Nazareth используют один новый прием и один фирменный. Новый — это вокально-компьютерная имитация игры на волынке (управляться с волынкой по-настоящему Дэн так и не научился:«сложный инструмент», хихикал он на пресс-конференции во время своего прошлого визита в Минск). Старый — в качестве «биса» музыканты заставляют зал хором петь припев We Are Animals. То, чем занимаются Nazareth, можно понять. Недавно Пит Эгню написал на официальном сайте группы:«Когда меня спрашивают, не собираюсь ли я наконец бросить весь этот рок-н-ролл, я отвечаю: черт подери, я уже слишком старый для того, чтобы наконец-то найти другую, нормальную работу, поэтому, пожалуй, я продолжу заниматься этой». Да, для них это всего лишь работа. И, наверное, все-таки любимая и единственная, которую они выполняют безупречно.

Источник: БелГазета (http://www.belgazeta.by)