На музыкальном фестивале в Сыктывкаре показали племенных жеребцов и свиней

Первым номером фестиваля можно считать вступительную лекцию ведущего — композитора Михаила Герцмана. Глобальный этнобум последних двадцати лет он объяснил так: «Человечество вдруг почувствовало, а не пора ли вернуться домой? И вот это «домой» и есть та архаика, которой занимается этно-музыка». Конферансье поздравил публику, числом около 60 человек, с тем, что ей посчастливилось находиться «в самом центре процесса». «Этнофутуризм – это, если можно так сказать, вперёд в прошлое!», – продолжил теоретизировать Михаил Львович, перейдя к живописному оформлению зала: «Эти картины создали два художника, которые уже воспринимаются как одно имя – «Микушев-и-Лисовский». Коснувшись темы информационной поддержки концерта, его ведущий предложил приступить.

Первым приступил ансамбль «Коми сыылан» («Коми песня»). Худрук – Валентина Изъюрова. Вокально-хореографические миниатюры – реконструкции музыкального оформления традиционных обрядов. Валентина Изъюрова подошла к решению задачи с чувством юмора, введя элементы модернизации, отражающие, впрочем, неизбежную модернизацию содержания самих обрядов. Так, постановочные брачующиеся принимают в числе свадебных даров «эмалированный чугун» и «пружинный кровать». Наряду с сигудэками «Коми сыылан» использует балалайку, а то, что можно было бы принять за трещётки, свистульки и сопелки, на самом деле, как следовало из программки, это чипсаны (в том числе – трёхствольные и бадьпу-чипсан), пэляны и брунганы.

Следующим выступил ансамбль «Зарни Ань». Его руководитель, народный артист РК Михаил Бурдин – пропагандист дохристианской музыки финно-угорских народов. До языческих первооснов народный шаман Бурдин докапывется посредством горлового пения и игры на чипсанах, пэлянах а также на летчан-вудж. В инструментальном арсенале «Зарни Ань» есть и такие инструменты, как пу-пэлян, пу-буксан и даже «акустический барабан». Среди прочего, прозвучали «Шондiбан» под хаус-ритм и авторская пьеса Бурдина «Полёт времени», виртуозное соло на сигудэке, напоминающее скорее не этноэкскурс, а экзерсисы гитариста Зинчука или китайской скрипачки Ванессы Мэй. В кулуарах Михаил Бурдин высказал неудовлетворённость тем, как прозвучали его произведения.

Когда на сцену вышел во всей зелёно-клетчатой красе сыктывкарско-петербургский волынщик Вилли Молодцов, обладатели нежного слуха предпочли укрыться в баре. Уже находившийся там гость из Карелии Александр Леонов компетентно снял комплекс вины за коллективное бегство: «Правильно! Волынка – ратный инструмент. А представьте, что волынщиков – целый оркестр, и с барабанами! Чтоб все враги обо****ись». Вилли сопровождал не оркестр, но ритм-секция, Олег Соколов (ударные) и Алексей Удоратин (бас-гитара), плюс неопознанный гармонист в синей косоворотке.

Хэдлайнеры, не столько заявленные, сколько по витавшим в воздухе ожиданиям публики – Yarga Sound System из Петрозаводска. «Дорога в Арктику» (продолжительностью минут 20-25) – так назывался их коллаж. Видеоряд – одноимённый документальный фильм 1920-х. Разумеется, немой, и посему видео-медитация под электронные ритмы, отстранённые, но оживляемые то хомузом, то горном, то живым человеческим голосом, сопровождается вспышками нелепых (лишь на первый взгляд: демонстрация малоизвестных киноархивных бриллиантов как приём не нов) текстов: «Культура капусты», «молотилка», «племенной жеребец», «племенные свиньи английской породы», «агробаза «Ильич», «лечение солнцем».

Yarga Sound System – это трио, ведомое мультиинструменталистом Александром Леоновым. Двое других участников – Григорий Архипов (сэмплер, шумовой синтез и прочая электроника) и Ольга Гайдамак (скрипка, вокал). Уже после выступления «Ярги» музыканты пояснили: на сцене Ольга Гайдамак ещё и цитировала ветхозаветные апокрифы. Разобрать этого на слух во время выступления не представлялось возможным. Впрочем, так ли уж это важно? Важнее сам факт замеса погуще, как когда-то в «Поп-механике» Сергея Курёхина. Правда, задачей мэтра была не медитация, а феерия, потому и поступал он радикальнее: не проецировал сельхозживотных на экран, а выгонял на сцену. Более пёстрому синкретизму сыктывкарской «Этнo-механики» помешало то, что на фестиваль не смогли приехать финская группа Musta Aurinko и исполнитель на дудуке Артур Оганесян из Емвы.

Источник: http://www.komikz.ru