Лучшие музыкальные рецензии

Что можно сказать о Джэке Уайте? Действительно, он очень талантливый гитарист. Большой гитарист, хотя и переоценен теми, кто стремится найти молодого гитариста-титана и при этом все-таки хочет доказать себе, что гитара сама по себе по-прежнему не потеряла своего очарования. Голос яркий и вполне эмоционален, тексты часто буквально приковывают к себе внимание и — что особенно важно — то же самое можно сказать и о музыке. И тем не менее, что действительно могут сказать всем «White Stripes»? Чего именно они придерживаются? Почему даже самым простым фанатам поп-музыки так интересно творчество Джэка и его мифической сестры Мэг?

Часть ответа в том, что эта группа интересует прежде всего не только многих поклонников любой группы, которая просто стала популярной. «White Stripes» только что вновь ворвались в хит-парады порой просто сумасшедшим и совершенно всеоблемлющим отрицанием в музыке всего, кроме гитары и ударной установки. Заглавная песня их нового альбома «Icky Thump» — их первый сингл, который попал в Top50 журнала «Биллбоард» (на 26 место, если выражаться абсолютно точно).

Лирически, песня отличается от того, что группа делала раньше. Упрямый, как слон «Seven Nation Army» и «Blue Orchid», сделанный с одним единственным девизом «Отойди от меня прочь, сатана» отрицают славу и любое искушение с характерной типично для поп-музыки простотой. У «Icky Thump» немного другая тема: иммиграция! Песня не так уж легко подходит для грамматического разбора, но имеет один большой плюс — она по настоящему сложна, и к тому же содержит в себе очень серьезную нравственную загадку, чья комическая часть сопровождается в видео кадрами с юга мексиканской границы; при этом пронзительные рифы гитары так и оставляют поставленную в песне тему нерешенной, совершенно обойдя мимо хоть какое-нибудь удобное решение вопроса.

Другая часть ответа на этот вопрос, как это не грустно говорить, заключается в том, что подобный культурный прорыв практически случаен. Именно поэтому Джэк Уайт скорее не сочинитель песен, а архитектор музыки и звука. Успех, особенно если сравнивать, его, скажем, с Аврил Лавин, вовсе не то, зачем он собирался на сцену. Его творчество — это немедленное вовлечение в построение музыкальных конструкций, естественно, в хорошем смысле этого слова. Но на этом альбоме иногда он дает себе от этого отдохнуть. Первым показателем этого является песня, впервые исполненная Патти Пэйдж в пятидесятых, «Conquest», анти-сексуальный протест в стиле блюза, рассматриваемый в этом случае в музыкальном контексте фламенко, с Джэком, вначале обращающемся к вибрато и мелизме, а затем ослепляющим своей острой стальной гитарой бесстрашного мексиканского трубача Регуло Адама, музыкальная дуэль с которым заканчивается весьма жарким образом.

Две другие самые запоминающиеся песни с альбома уже меньше говорят нам о Джэке как о сочинителе песен: наполненная размышлениями, очень близкая к философии «Effect and Cause», и пронзительная «Rag and Bone», исполненная как дуэт Джэка и Мэг, напоминающая ранние блюзы группы, в которой пара интересуется «Богатыми домами, собачьими будками, сараями, пристройками, домами, где живут разведенные женщины… А так же проигрывателями «Техникс» и граммофонами». К нашей гордости, они строят свою музыку — да еще и зарабатывают при этом деньги — на том материале, о котором все уже давно забыли.

Год за годом, особенно после выхода «Blood Cells» в 2001 году, Джэк упорно тащит новые раздобытые им драгоценности в свой теоретический музыкальный багаж. На этот раз это волынки, с их мистицизмом диких жителей севера, балансирующие на одном краю с жителями юга, или мачо. При этом Вы можете быть уверены в том, что песня, про которую я говорю, «Prickly Thorn, but Sweetly Worn»/«St. Andrew (This Battle Is in the Air)» никогда не попадет в Тор 100. Такая же невинная потеря, как и «Little Cream Soda», стоявшая Джэку когда-то немало слез, уже оставшихся в прошлом. Теперь у него есть другой шанс – «Bone Broke», песня, которая явно может стоить Джэку немало денег. И, в довершение всего, настоящий рифовый монстр «You Don't Know What Love Is (You Just Do As You're Told)» — как явный намек на возможное продолжение некогда преследовавших в прошлом Джэка финансовых несчастий.

Главная тема «You Don't Know What Love Is» так же направлена против отношения к женщине как к только сексуальному животному. Но самое главное в ней — опять просто чудовищный по силе риф гитары — еще больший и при этом более медленный чем, например, в «Blue Orchid». Здесь кроется основа всей музыкальной архитектуры новой работы Джэка. Который для записи этого альбома не ограничился одними волынками. Скорее всего, это самый тяжелый по звучанию его альбом — может быть, он раскопал что-то особенное, уже забытое музыкальной историей, в старом усилителе «Маршалл», и принес это в студию? Хотя его новые построения не соблазняют настолько сильно, насколько они явно должны бы были это сделать, их шум еще долго остается в вашей памяти. Прежде всего потому, что над ним очень много поработали и он стал казаться естественным. Однажды «White Stripes» и их музыкальные собратья «The Strokes» были призваны возродить основы панка и рок-н-ролла. Но они отнеслись к этому с некоторым пренебрежением, проявив только выразительный, эмоциональный вокал. И все. Теперь, так же, как некогда его бывшие герои «Led Zepellin», Джэк Уайт создает монумент за монументом современной музыке. К каждой их новой работе относятся уже чуть ли не с благоволением. Но, не смотря на это, они по прежнему не знают точно, на чем именно им остановиться.

Источник: "НОВАЯ ГАЗЕТА" (http://www.novayagazeta.ru)