Ліцьвінскі шмель — на «ліцьвiнскі хмель»

Белорусский фестиваль исполнителей на «дуде» (она же волынка) не музыкальное мероприятие, а культурный форум. Здесь — и международный обмен опытом (в ходе которого, судя по всему, исполнители делятся секретами настройки капризного инструмента), и карнавально-постановочные шоу (волынка своей экзотичностью тянет за собой шлейф заманчивой средневековой бутафории) и в некоторой степени собственно музыка — как медиевальная, так и современная, презентованная в формате «старажытнай дыскатэкi», изобретенном гениями средневекового дэнса — коллективом «Стары Ольса».

СПРАВКА «Белгазеты». По информации, полученной от оргкомитета фестиваля (во главе которого — Змитер Сосновский, лидер «Старога Ольсы»), Беларусь — «цэнтр дударскай культуры» Восточной Европы. Белорусские мастера до сих пор делают великолепные авторские инструменты, активно действует «Дударскі клуб», от имени которого скоро выйдет в печать дебютный номер альманаха Dudar. Впервые «Дударскі фэст» состоялся в Минске в 1992г., а с 2006г. он становится ежегодным. «Фэст» — единственный в Восточной Европе фестивалем, посвященный волынке, поэтому в его рамках выступают представители волыночного искусства практически из всех европейских стран и не только: гости приезжают даже из Японии и Новой Зеландии. В рамках фестиваля проходят научные конференции под названием «Сохранение дударской традиции в Беларуси и Балтийском регионе Европы». Во второй половине ХХ в. возрождение волынки наблюдается во всем мире. Этот инструмент используется не только в узкоспециальном контексте, но и в рок-музыке (звуками волынки свои произведения украшали многие мэтры — от AC/DC и Korn до Пола Маккартни и Питера Гэбриела) и даже в джазе (например, американец Руфус Харли — джазмен, который играет исключительно на волынке).

«Дударскі фэст-2008» длился два дня — камерный концерт в зале и большое танцевальное шоу в клубе «Реактор». Именно дэнс-концертом подчеркивалось, что волынка — инструмент развлекательный, не совсем камерный. Чуткое ухо внимательного слушателя всегда услышит диссонансы (избежать их иногда трудно даже мастеру-виртуозу), а вот разгоряченный посетитель «средневековой дискотеки» будет чувствовать только ритм и драйв.

Волынка — инструмент демонический. Она всегда похожа на что-то живое — на оживший кожаный заплечный мешок, на выпотрошенных млекопитающих или гигантских пауков с огромными тонкими лапами. И музыка, которую играют музыканты, — одновременно и серьезная, и разнузданно-бесноватая. Не случайно ведущий фэста Змитер Сосновский рассказывает так много анекдотов о волынке.

Пышные шляхетские костюмы чередуются с простецкими крестьянскими одеяниями, пафосные танцы знати переходят в шальной кабацкий угар, камерные полечки и суровые марши срываются в народные плясовые, под которые зал слаженно пляшет джигу. Можно анализировать фестиваль как музыкальное мероприятие, но это просто красивый праздник.

Несмотря на легкость и праздничность исполнения, мастера дуды еще более маникально сосредоточены на своем творчестве, чем, например, джазовые исполнители. Игрок на волынке с удовольствием расскажет вам крепкий анекдотец о своем инструменте, но если вы отпустите аналогичную шутку в его адрес — рискуете получить в ухо. Белорусский «дудар» — парень серьезный. Даже если это девушка. Кстати, на нынешнем фестивале было непривычно много девушек, великолепно играющих на волынке. Женщины-«дудары» демонстрировали чувственность и музыкальность, мужчины же валили безостановочную первобытную героику.

Зрителей очень обрадовал прибывший из Новой Зеландии шотландский горец с белорусским именем Андрей Мороз. Музыкант был облачен в килт и белые гетры, лицо его было напряженным — казалось, он выдувает из волынки всю душу куда-то в зал. Его музыка была сумрачная, потусторонняя (казалось, будто волынка-вампир тянет жизненные силы, пристроившись музыканту куда-то за ухо), но зал все равно восторженно танцевал — энергетика у фестиваля была просто невероятная.

С таким же восторгом приняли эстонскую девушку Лианэ Барбо: ее инструмент был чудовищно расстроен, но девушка вызвала овации своим оптимизмом и беглостью исполнения. Всех поразила непринужденность, которой нелегко добиться с этим громоздким инструментом, ведь у волынки гораздо более сложный характер, чем у любого возможного ее владельца.

Белорусские коллективы, как всегда, выдавали театрализованные яркие шоу. Например, театр «Яварына» устроил настоящее рок-н-ролльное действо с пышными визуальными элементами средневековой эстетики. А группа Testamentum terrae объявила себя как «Тестаментум Терренс и Филипп» (зал поначалу решил, что ослышался: при чем тут персонажи сериала South Park?) и выдала могучую средневековую имровизацию на тему матерной песенки Unclef…r из вышеупомянутого сериала. Когда же на сцену вышла группа «Кашлаты Вох», корреспондент «БелГазеты» чуть не задохнулась от восторга: это были настоящие босховские персонажи! Музыканты продемонстрировали наиболее демонические стороны волынки, где за разнузданной веселостью — геенна огненная. Казалось, что от их первобытного, сочного саунда на сцену вот-вот полезут цепкие полуптицы-полунасекомые.

Самым музыкальным выступлением оказалось шоу группы Mozaik из Познани. Польские девочки не стремились устроить шоу, но продемонстрировали великолепное владение инструментом и музыкальным контекстом. Их сет являл собой слияние фолк-музыки (тяготеющей скорее к скандинавскому фолку) с джазом и арт-роком, партии волынки были не основополагающими: интереснее всех играла девушка с нелакированной и простенькой деревянной скрипочкой. Mozaik были не так танцевальны, как прочие исполнители (под ломаные ритмы арт-рока особенно не попрыгаешь), зато слушать их было очень приятно.

Для «попрыгать» же было припасено самое яркое — небольшая дискотека от «Старога Ольсы» (с неизменными вариациями на тему Nirvana) и мощная, бодрая рыцарская музыка от группы «Ліцьвінскі Хмель». Зал ударился в безумные танцы — несколько раз случайных посетителей (например, фотографов) сбивало хороводом. Эти хороводы, составленные из сотен людей, были массивны и смертоносны, как электропоезда.

Хедлайнерами фестиваля были Litvintroll — коллектив, который не стыдно было бы показать в Европе. Возможно, они являются наследниками Gods Tower (в своем творчестве они соединяют белорусские фолк-мотивы с рок- и метал-музыкой), но играют более разнообразно, ярко и неожиданно. Правда, их творчество, по большому счету, не имеет к волынке никакого отношения — это просто рок-н-ролл.

Источник: БелГазета (http://www.belgazeta.by)