Квартет им. Бородина: Четверо в лодке

Фестиваль "Алябьевская музыкальная осень" в Тюмени открылся 23 сентября концертом всемирно известного Квартета имени Бородина. Коллектив, объездивший за 62 года весь свет, приехал в Тюмень впервые.

"Наша публика — действительно элита. Случайный человек может попасть на оперу или симфонический концерт, но на квартет он вряд ли забредет. Может, у нас не так много слушателей, но это настоящие ценители", — говорит I скрипка Рубен Агаронян. Впрочем, репертуар, избранный для знакомства с тюменской публикой — Бородин, Стравинский, Бетховен, — оказался по плечу и непрофессиональным слушателям.

Четырехчастный квартет № 2 Александра Бородина — изобретательная, блестящая, умная, но ничуть не скучная музыка. Что до исполнения, то на концерт стоило прийти хотя бы ради одного piano в третьей части квартета. Словно эльфы со скрипками из крыльев бабочки играли магию, легкую, но сильнодействующую, как цветочная пыльца.

Три пьесы Игоря Стравинского стали в концерте пикантной приправой, которая превращает приятное блюдо в гениальное. Три короткие зарисовки. Архаичное гудение волынок и барабанов: "Танец". Цветные круги, прямоугольники, линии и точки, живущие вне закона гравитации: "Эксцентрик" в духе Кандинского. Небольшая церквушка, перешептывание, пение, бормотание молитв: "Псалом", вязкий и обволакивающий, как туман.

Во втором отделении звучал 10-й квартет Бетховена. Тот самый, о котором современники Бетховена, музыкальные критики опасливо говорили: "идя по такому пути, инструментальная музыка может потерять самое себя" — уж слишком свободной казалась форма. Рой идей, музыкальных тем, находок, подчиненный романтическому и бурному, очень "бетховенскому" настроению.

В качестве бонуса сыграли Andante cantabile Чайковского. Удивительно современную вещь, в которой мелодика русских народных песен перемежается с легкой светскостью, почти танцевальностью.

О том, что кроется за изысканной легкостью, с которой квартет исполняет классику от XVII до XX века, журналистам рассказали скрипач Рубен Агаронян и альтист Игорь Найдин. Ансамбль играет на итальянских инструментах XVIII века, которые с 1950-х годов арендует у государственной музыкальной коллекции. В советское время заполучить такие инструменты было непросто, на них могли играть только самые достойные. Зато, получив однажды право пользоваться государственным инструментом, музыкант горя не знал.

Теперь дела обстоят сложнее. Коллекция перешла из музыкального ведомства в музейное, отношение к инструментам стало другим, теперь это экспонаты, за пользование которыми надо платить немалые суммы. "Пока играем", — с грустью говорит Рубен Агаронян. По его словам, разговор об инструментах заслуживает отдельной пресс-конференции: "Множество больных вопросов накопилось".

Артисты регулярно занимаются вместе, поскольку в ансамбле важно не только личное мастерство, но и "чувство локтя", абсолютная сыгранность. "Квартет — самый трудный вид камерного музицирования, — пояснил Найдин. — Схожесть тембров таит в себе наибольшую сложность, мы должны оттачивать не только личное мастерство, но и совместное звучание, чтобы звучать как один организм".

Однако ни трудности ансамблевого исполнения, ни необходимость раствориться в коллективном "Я" квартета не отпугивают музыкантов. Рубен Агаронян рассказал, что с радостью оставил успешную сольную карьеру ради участия в квартете. Произведения для скрипки соло, которые интересно представить на концерте, можно пересчитать по пальцам, в то время как квартетную литературу Агаронян сравнивает с океаном.

Ни один мало-мальски значимый композитор не избежал квартетов. С 18 века, когда зародился этот жанр, накопилось огромное наследие, которое даже при огромной трудоспособности (порядка 150 произведений в репертуаре, сотни концертов в год) квартету имени Бородина играть — не переиграть. Коллектив, основанный 62 года назад студентами московской консерватории, играл с великими музыкантами XX века: Генрих Нейгауз, Мария Юдина, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер… Шостакович лично прослушивал исполнение собственных квартетов. Многие музыканты писали и пишут для "бородинцев".

Правда, предпочтение все же отдается классикам. Что до современников, Рубен Агаронян признался, что не видит сейчас музыкантов, достойных встать в один ряд с великими. Но XXI век только начинается, у него все впереди…

Автор: Ирина Пермякова
Источник: Тюменская региональная интернет-газета «Вслух.ру» (http://www.vsluh.ru)