Изумительное изящество

Роль никеля в таких деталях большой шотландской волынки, как феруллы, ободки и кольцевые наконечники

Журнал «Никель», ноябрь 2005 — Большая шотландская волынка производит громкие гармонические звуки, получившие признание во всем мире. Не менее впечатляет и искусство изготовления этого инструмента. Например, такие ключевые части волынки, как феррулы, оправа, ободки и наконечники, имеют не только функциональную, но и эстетическую направленность, и не удивительно, что никель здесь играет важную роль.

Сто лет назад изготовители волынок использовали серебро и слоновую кость, чтоб сделать инструмент внешне привлекательным. Выступающая оправа в форме диска на бурдонных трубках (каждая из которых производит одну длинную ноту) обычно изготовлялась из слоновой кости, а феррулы (металлические обручи, в которые оправлены концы бурдонных трубок) и кольцевые наконечники этих трубок делались из серебра. Оправы, в которые заключена трубка, предохраняют дерево от ударов и расколов. Кольцевые наконечники определяют звучание бурдонных трубок. Конечно, слоновая кость больше не используется. Ее заменили различные виды пластмасс. А серебро настолько дорого, что в четыре раза увеличивает стоимость волынки. Однако насадки – вещь функционально необходимая, а все, кто играет на волынке, естественно, хотят, чтоб их инструмент выглядел красиво.

Вот уже по крайней мере сто лет при изготовлении феррул (а в некоторых случаях даже оправ) вместо серебра используется чистый никель, но только в последнее десятилетие производители волынок стали подобно серебру гравировать никель. Иногда оправы изготовляются методом литья. А если прибавить к этому использование гравировки на нержавеющей стали (это новшество в изготовление волынок ввел Дэвид Маршалл (David Marshall) из Онтарио, Канада), то теперь исполнители музыки на волынке могут сыграть «оду гордости». Никель с эстетической точки зрения так же привлекателен, как и серебро, обеспечивает такую же функциональность, а при изготовлении оправ из нержавеющей стали S30400 (как это сделал Дэвид Маршалл) не требует полировки. Для этого надо было только измененить отношение к нему: из суррогата серебра никель превратился в полноценный материал, поддающийся художественной обработке. И результаты впечатляют.

Автор: Скотт Фарлингер (Scott Farlinger)
Источник: http://www.nickelinstitute.org