Интервью с членом военно-спортивного клуба исторического фехтования «РУСКОЛАНЬ» Владимиром

Откуда произошло название вашего клуба?

― Название имеет все шансы быть историческим. Русколань — легендарное государственное образование славян в Приазовье, существовавшее, как утверждают, 16 веков назад. Эта земля — исток славянского народа, располагалось за хребтами Предкавказья.. Русколаны — Русь Арии или светлые арьи («Рус»- свет, «Аланы»- Арии). Правителем Русколани был Бус из рода Белояров.

(Прим. Репан О.А. к.и.н.:«Русы — объединения людей, которые занимались торговлей, разбоем, охраняли караваны…Конгломерат Русь – не был какой-то этничной группой. Это была некоторая корпорация людей, которые занимались одним делом — торговать когда нельзя грабить или грабить, когда нельзя торговать. Русы пришли в славянские земли. Одним из методов было основание опорних точек – острогов. Основана ключевая точка и начинается сбор дани, переправка караванов и т.д. Было такое поселения русов – «русколань». Если вспомнить академика Омеляна Прицака, он писал, что мы не можем говорить, что Русь — это славяне или скандинавы. Русь – это смесь французского, персидского капитала, римских мореплавателей, скандинавских ярлов, скандинавских дружинников, славянских дружинников… Люди, объединенные одной идеей заработать деньги потому, что они уже отошли от того, чтобы орать землю от урожая до урожая»).


Своеобразные милитаризованные торговцы?

― В те времена милитаризованным должен был быть каждый, а тем более торговцы. Они должны были сами владеть оружием и держать при себе дружину. Т. к. торговцы — это лакомый кусочек для любого разбойника. Они проводят очень долгое время в своих маленьких городках на колесах либо в ладье. Причем у них и деньги и самый разнообразный товар, который пригодится любому. Поэтому торговцы зачастую собирались в обширные караваны и имели сильную охрану. Очень трудно было отличить вооруженный отряд от торгового каравана.

(Прим. Репан О.А. к.и.н.:«Интересное замечание. Варяги и викинги. В Евразии на Западе такие торговые поселения называли скандинавским словом «vik». Персидским словом «var» назывались поселения, которые жили на Востоке).

― Очень многие утверждают, что слово «викинг» произошло не от торговых поселений, а от названия народов. Потому что в свое время у скандинавов предводитель считал себя не ярлом, а королем. У него пусть три холма, четыре сосны, какая-никакая дружина, но когда викинг появился на побережье Англии и Западной Европы и, его спросили кто он такой, на наречии такой король вполне мог сказать: «We kings!» (мы короли). А варягами на Руси называли славян, ушедших жить на север. Причем их называли варягами даже сами северяне. Сами они никогда не называли себя так. Устроился наемником, потом приехал забрал сестру, брата. Обжился и уже его потомство именуют варягами.

(Прим. Репан О.А. к.и.н.:«Это явно исторический анекдот. Потому что тогда эта фраза так не звучала»).

Эти знания от увлечения или от образования?

― Увлечение. Раньше, когда мы еще не выросли из коротких штанишек, было очень заманчивым большое количество допущений. Вот у меня на ногах есть ботинки, я назову их гномьими ботинками, т.е. гномами сделанные, а сделанные гномами, значит очень прочные. Камуфляж, доспехи в шкуре… со временем игры стали серьезнее. Появились разграничения, появились ролевые игры. Игра — умение вжиться в образ. А есть игры исторические реконструкторские. Основным критерием является соответствие истории в тех деталях, которые выдвигают требования на игре.
Историческая роль своего персонажа.
Знание исторических корней народа.
Соответствие истории костюма, вооружения и доспехов.
Если вспоминать, то вспоминать как следует. В первых детских играх из чего только не делались шлемы. Особой популярностью пользовались крышки от старых советских пылесосов. В них прорезали дырки, делали разные приспособления, чтоб можно было это держать на голове. А сейчас вы уже сами видели, что представляют собой современные рыцари.

Расскажите о своем костюме

― Это классический костюм горца с холмов Ирландии. Причем этот костюм остался практически неизменным с XI по XIV вв. включительно. Только в XIV веке обувь стала более изящной. Это не желание самих обитателей. Это веяния из Франции. Обычная рубаха. Поскольку я состоятельный горец я могу себе позволить рубаху из атласа. Здесь цвета моего герба, которые допустимо иметь в своей одежде. Это одежды Шотландии, реконструированный килт. В магазинах «second hand» можно кое-что приобрести. Современный килт являет собой просто юбку. Раньше килт шился из одного куска материи. На бедрах юбка завязывалась ремешком либо просто перехватывалась поясом. Для удобства я нашил ее на кожаный ремень. Она одевается очень легко и продолжением этой юбки служит тартак ― длинная часть прямого полотна, забрасываемая на плечо по желанию владельца. Либо заковывается специальной пряжкой, можно просто завязать ремешком. Если несешь на себе много снаряжения это не всегда удобно, хотя конечно тогда более красиво.

Килт ― и юбка, и тартак. Когда разделились, то килтом стали называть нижнюю часть, т.е. юбку, а тартаком – верхнюю. На ногах самые обычные сапоги, но для экономии времени из пижонских побуждений я изготавливал их с помощью медных заклепок. Медные заклепки на фоне темной кожи выглядят вызывающе. В подобном же стиле изготовлена и кожаная куртка с отрезными рукавами. Они пришиты только по верхней части проймы…

Минимальный джентльменских набор тех времен – кинжал и щит. Поскольку я умею обращаться с мечом, то вместо кинжала ношу меч. У кельтского народа были маленькие кулачные щиты ― баклеры. С ними очень удобно карабкаться по горам. Компактный кулачник развязывал левую руку и позволял наносить мощные кастетные удары по сопернику с левой руки. Чего человек, носящий большой щит был лишен. Классический меч ― фальшион. Меч родственное оружие сабли, он расширяется, он скруглен, не имеет колющего острия и предназначен для нанесения тяжелых мощных рубящих ударов.

А как же волынка?

― Никаких отступлений от национальных корней моего персонажа я не совершил. Не каждый горец ― волынщик, но зато каждый волынщик ― горец. Волынка очень ценилась. По одной из исторических версий волынку принесли кельтам римляне. Кельты вообще, горцы в частности — суеверная раса. В свое время ними очень почитаемы были духи леса, гор. Кельтская мифология вся завязана на природе. Римляне, узнали об этой характерной привычке горцев, а также познакомились с любимым вариантом нападения на римские крепости ― ночью. Глухая ночь и тут неожиданно выплескивается орда полуголых и вопящих варваров. Поскольку передовые посты не имели мощных высоких каменных стен, то частокол в два человеческих роста кельты перемахивали очень просто. Дело в том, что оружием кельтов являлся прут с наконечником. Находясь на возвышенности им очень неудобно было пользоваться, но он имел страшную разрушительную силу. Несколько крепких воинов-профессионалов в этом деле метали дротики, вгоняя их в частокол, и потом как по лестнице один за другим они оказывались за оградой буквально в момент. И дальше все умение хваленой римской пехоты сводилась на нет, потому что давили просто числом. Можно быть очень умелым солдатам, но когда на тебя нападает 3-4 противника, волей-неволей тебя задавят. Ну и приходилось что-то с этим делать, поэтому римляне изобрели очень интересную штуку, называется «органон» Аналог волынки, только очень большой. Подключен к трубкам разного калибра. Когда выдувался воздух – раздавались ужасающие звуки. Кельтов это очень пугало. Они считали, что это духи разгневались, возмущаются…, и тогда у римлян появлялся шанс отпугнуть кельтов. Т.к. кельты очень суеверный народ они могли, услышав эти звуки испугаться и удрать.

Вот как описал этот исторический факт Владимир Свержин

… мы увидели сооружение, способное вызвать душевный трепет последователя премудрого Архимеда. Хитроумная система колес была связана с кузнечными мехами, такими большими, что, вероятно, некогда они принадлежали самому Виланду — отцу мечей «Виланд — у скандинавов бог-кузнец». От мехов к стенам отходило множество труб разной толщины и конфигурации, бесследно исчезавших в скальном граните постройки.
— Вот он, органон, — гордо произнес Кархэйн, словно представляя нам своего закадычного друга.
— Кельты отважные бойцы, — пояснил молодой рыцарь, — но весьма боятся злых духов, бродящих по земле в ночное время. Когда-то римляне подметили эту черту своих врагов и стали сооружать такие органоны.
Юноша подошел к колесу и с некоторой натугой начал вращать его. Зубчатая передача сдвинула остальные колеса с места, и меха стали подниматься словно сами собой, вздымая вверх тяжелые каменные пластины прикрепленного сверху груза. Наконец они раздулись, в механизме что-то щелкнуло, и воздух со свистом устремился в невероятно огромный просмоленный кожаный мешок, до того безжизненно лежавший на полу. Каменный груз тянул меха вниз, выдавливая остатки воздуха. Затем все повторилось снова, и так еще несколько раз, пока надувшийся мешок не занял половину зала.
— Теперь слушайте. — Кархэйн устремился к мешку и повернул ему одному известный ворот. Окрестные скалы опять завыли, заголосили, захохотали сумасшедшим хохотом, несомненно, усиливая эффект, произведенный незадолго до того.
— Капитан, шоб я так жил! Я понял, шо это такое. Это же волынка! Обычная шотландская волынка. Римляне срисовали ее у бедных скоттов и довели, сам видишь, до чего.
— Я думаю, все было наоборот. Скорее всего, скотты обнаружили в развалинах бастид этот прибор для вызова духов, ну и смастерили себе нечто подобное с той же целью.
— Но это еще не все, — гордо заявил юноша, принимая наше молчание за знак одобрения.
— Если сие оружие может лишь отпугнуть дикарей в ночное время, то "адское жерло" воистину способно разить врага не хуже, чем молнии древних богов…
… По своему внешнему виду «адское жерло» более всего напоминало легкую корабельную пушку конца XIX века. Правда, ствол ее, скованный из отдельных железных полос и обхваченный множеством толстых обручей, оставлял желать лучшего, но в целом орудие производило весьма внушительное впечатление.

Некоторые произведения Владимира Свержина

Какую дату можно считать датой основания клуба?

― 2002 год. Цель – историческо-реконструкторская деятельность.
Моя задача в клубе – обеспечение членов клуба качественными доспехами и оружием. хотим стать общественной организацией.
Появилась возможность поднять вопрос о создании федерации исторического фехтования. Если появится у нас и еще в ряде городов, то можно будет говорить о всеукраинской федерации. Это спорт. Жесткий, контактный, но процент травм на деле у нас гораздо ниже, чем во многих признанных на сегодня контактных видах единоборств, начиная с бокса (при соблюдении требований к доспехам и оружию, а это: мягкая сталь, широкие скругленные кромки непригодные для нанесения режуще-колющих ударов).

Как попадают ребята в клуб?

― По-разному. Кто-то кого-то приводит, кто-то, посмотрев кино, а потом увидев на улице один из тренировочных боев…

Что привлекает девочек?..

― Девочек увлекает романтика. Девочки также не лишены внутреннего червячка, который сидит внутри и грызет. Они так же влазят в свалку, рубятся, стреляют из лука и совершают такие фантастические вещи, на которые не каждый мужчина способен. Другие приезжают на игру прекрасными дамами, может быть волшебницами, если это допустимо. На каждой игре, на каждом фестивале мы забываем об этой жизни и начинаем жить кусочком той.

Они видят в вас героев, которых нет в обычной жизни?

― Как вам сказать, герои — громкое слово… если настоящий мужчина, то какая разница носишь ты доспехи или нет. Другое дело насколько ты романтик. Мужчина начинает доказывать свое мужество, совершая поступок ради любимой. Если ты просто осознаешь необходимость этого и ты это делаешь и не собираешь при этом толпы людей, телевидение. К поступку нельзя готовиться. Либо в тебе уже сидит эта необходимость и ты в любой момент готов. Речь идет о необходимости поступка в данный момент, а если ты начинаешь собирать народ, то это превращается в красивый жест и показуху.

Мы чем-то сродни любителям экстремальных видов спорта. У нас экстрим приправлен изрядной долей романтики.
Может, в детстве не доиграл в Робин Гуда. Может, потому что зачитываюсь историческими книгами, я их очень люблю. Может это тоска по тому времени, когда все было честнее. Тогда король, князь, герцог становился впереди своих воинов. Поэтому тогда, когда короли разделяли судьбу своего народа и своих воинов, они были честнее.
Подлецов хватало всегда. Одним из отличительных признаков свободного человека, являлось наличие оружия. Чаще всего это кинжал, носимый на поясе. Подлецу нетрудно разжиться оружием ни тогда, ни сейчас. Но тогда, поднимая руку на свободного человека, он знал, что тот может дать ему сдачи.

У дворян был свой кодекс чести. Самым страшным наказанием для рыцаря была не смертная казнь, а лишение почета и уважения, когда прилюдно срубывались рыцарские шпоры, срывалась с шеи рыцарская цепь, и тут же заливалось поле герба черной краской, и щит разбивался на части, ломалось оружие. Одновременно все то, что его семья, предки создавали долгое время, все это становилось перечеркнутым. Его род навсегда лишался почета и уважения за деяния не совместимые с кодексом, как то ― напасть на безоружного, лишить защиты слабого, изменить сеньору…и т.д. Человек рос с той мыслью, что свою жизнь, честь, достоинство, свободу, возможно придется защищать не сегодня – завтра. Физически мужчина был больше подготовлен к этому. А сейчас чаще надеются на то, что все плохое случится не с ним.

Турнир – это буйство, это праздник, это красочные наряды, это рыцари, собирающиеся выйти на ристалище. Толпы людей, которые стараются одеться получше. Прекрасные Дамы блистают. Чистая, ничем не замутненная, никакой ненависти в себе не несущая красота поединка, когда два человека не пытаются друг другу нанести увечья, а помогают стать более умелыми воинами. Балы, песни под окном любимой дамы. В Средневековье, если человек хотел выразить свою любовь в стихах, он приходил к своей любимой женщине. Неважно, что скоро рассвет и все давно уже спят, он пришел порадовать ее своей поэзией. Пусть неказистыми виршами и с простенькой мелодией, но для нее это был его поступок – он поет у нее под окном. Она не будет на него кричать и швырять цветочными горшками. Она, может, и не проснется, но ей расскажут люди… а если проснется, то подарит ему платок. Тогда человеку достаточно было взгляда, улыбки, жеста.

Очень красиво и романтично. Но рыцарей была только небольшая часть от всего населения

― У каждого сильного человека был шанс стать рыцарем. У любого рыцаря был шанс стать бароном, т.е. подняться по этой лестнице. Причем для этого не нужно было «подставлять кому-то ножку», а проявить себя, свою силу, характер, поступок. Рыцарство – пожалованная привилегия. Изначально рыцарь в Англии и Франции – вооруженный всадник. Вооружение всадника, а так же лошадь – все это стоило очень больших денег, поэтому рыцарям раздавали поместья, деревни. Одна деревня в год должна была обеспечить рыцаря вооружением. Это был т.с. предстоящий слой дворянства.

Сейчас еще сохранилось рыцарство в Европе?

― Да. Только сейчас это не имеет уже такого значения как в те времена. А в иерархии клубов титул рыцаря можно заслужить за значительные заслуги. Капитан клуба может пожаловать одному из своих соратников рыцарский титул.

Сильный дух, сильный характер, неутомимость, помощь товарищам, ратное искусство, победы в турнирах — вот все те качества, которыми должен обладать будущий рыцарь.

Беседовала Инна Гурницкая
Источник: http://www.panterra.com.ua