“Эпипа” по-ирландски

В минувшие выходные в Казани состоялось событие во всех смыслах неординарное — впервые в МЦ “Ак Барс” прошел фестиваль этнической музыки “Обережье”.

В нашем мире, где на полном ходу несется локомотив глобализации, существует устойчивый спрос на этническую музыку. Тысячи людей съезжаются на этнические фестивали под открытым небом, будь они в Англии или на Алтае. Повязывают цветные пояса, надевают обереги и слушают мелодии, каждая из которых, будь она ирландской или бурятской, красива по-своему.

Этническая музыка уже не ассоциируется с балалаечно-гармошечными ансамблями песни и пляски, она разная. Это может быть фольклор в чистом виде или же его проявления в любом музыкальном стиле. Иными словами, коллективу, играющему все что угодно — от джаза до рока — достаточно одного народного инструмента или нескольких этнических пассажей, чтобы вписаться в рамки фестиваля этнической музыки. Но казанский фестиваль собрал самобытных и действительно оригинальных исполнителей.

Открывал “Обережье” его же организатор и вдохновитель — казанский фольклорный коллектив “Оберег”.

— Мы сейчас спели песню “Благослови, Боже”. Ее пели в деревнях с приходом весны — в светлое воскресенье на пасхальной неделе. Так что мы открыли фестиваль и, можно сказать, приманили весну, — рассказывают его участники.

Стиль “Оберега” лучше всего определяют сами музыканты — “мы играем арт-фолк на основе русской аутентичной музыки”. Их группа появилась на основе одноименной этнографической студии Луизы Леонтьевой, долгое время занимающейся реконструкцией обрядов, песенных, танцевальных и прочих традиций русского народа. Однако благодаря музыкантам, играющим в других направлениях (джаз-рок, академическая музыка, фьюжн), фольклор в их современной аранжировке звучит удивительно оригинально и потрясающе красиво.

Во время исполнения первых композиций некоторые зрители покинули мягкие кресла и заняли проходы, подпевая и танцуя под звуки свирели, гитар, синтезатора, жалеек, скрипок и голосов музыкантов “Оберега”.

Чуть позже, когда “Оберег” на сцене сменили колоритные “Irish Wisky”, к уже танцующим присоединилась еще одна часть зала. Звуки настоящей волынки, шотландские юбки и барабаны в самый настоящий восторг привели малышей, которые воодушевленно бегали по всему залу, прыгали и танцевали. Для взрослых же оказалось сюрпризом, что с кельтскими и ирландскими мотивами легко соединить татарские народные песни, что и продемонстрировал “Irish Wisky” импровизированной “Бас, кызым, эпипа”, сыгранной на той же волынке.

К выступлению третьей группы зал уже окончательно зарядился энергией живой музыки и ребятам-музыкантам из “Медвежьего угла” только и оставалось, что играть свои мелодии Древнего Кужебара и выплескивать в зал очередной поток шаманских напевов, сумасшедших гитарных перебоев и невероятных пассажей, исполненных на аккордеоне.

А после “Медвежьего угла” зал был готов уже ко всему. Даже к празднованию первого выхода мандолины на сцену, ее использовал ижевский ансамбль “Птица Тылобурдо” — неоднократный участник различных фестивалей и достаточно широко известный фолк-коллектив. Они играли, пожалуй, на самом большом количестве инструментов за весь вечер: на колокольчиках, барабанах, синтезаторе, всевозможных духовых и струнных. Но самым удивительным были даже не инструменты, а их удивительная игра с голосом, как, например, в песне, которая была с восторгом принята абсолютным большинством зрителей, “Я такой же странный, странный, как и вы”.

А другая песня “Птиц Тылобурдо”, “песня вселенского масштаба”, как назвали ее сами исполнители — “Планета” — завершала первый фестиваль этнической музыки в Казани.

И если уж со вселенским размахом завершается первый фестиваль, то любителям этнической музыки в следующем году можно будет пожелать фестиваля как минимум мирового уровня.

Источник: Время & Деньги (http://www.e-vid.ru)