Да здравствует музыка! Удмуртско-итальянский оркестр

Десять лет итальянский дирижер Леонардо Куадрини работает вместе с Государственным симфоническим оркестром Удмуртии на летних гастролях в Италии. А они длятся по два-три месяца. У оркестра в этом году и своя собственная юбилейная дата — он открывает пятнадцатый сезон. Синьор Куадрини решил отметить эти события концертом за пультом оркестра на его родине. Это уже второй его приезд в Удмуртию.

Творческое содружество родилось не только из взаимных бизнес-интересов. Музыканты никогда не будут в первую очередь деловыми людьми, даже в странах с давними капиталистическими традициями. Они слишком эмоциональны и слишком любят свое искусство. У Леонардо Куадрини — широкие музыкальные горизонты: он не только дирижер, но и органист, пианист, композитор, импресарио, профессор консерватории г. Авелино. Маэстро рад, что открыл для Европы оркестр с родины П. Чайковского. Так уж случилось, что у него русская жена — Наталья Чайковская, скрипачка, закончившая Московскую консерваторию. Это тоже развертывает его к России и к имени нашего великого земляка. «Музыканты из Ижевска очень изменились за время нашего сотрудничества. Подросший ребенок празднует свое взросление, а я, как отец, который видел, как растет это создание, сопровождал его в прекрасных турне по Италии, на самых важных национальных и международных фестивалях с великими артистами и телевизионными событиями», — отмечает мэтр.

Еще недавно в Италии не знали, где находятся Ижевск и Удмуртия, и с трудом выговаривали эти слова. Сейчас, — утверждает Куадрини, — это всем известно благодаря ежегодным выступлениям оркестра.

«Чем, на ваш взгляд, отличаются итальянские дирижеры от российских?» Маэстро считает, что прежде всего темпераментом. Хотя, конечно, есть холодные итальянцы и горячие русские парни. Но и русская дирижерская школа направлена на формирование определенного типа музыкантов. Даже итальянские студенты, стажировавшиеся, допустим, в Санкт-Петербурге, приобретают сдержанный академический стиль игры. Распространено мнение, что национальную музыку лучше играют музыканты, для которых она родная, но Куадрини не согласен: некоторые иностранные музыканты играют итальянскую музыку лучше, чем сами итальянцы. Вот и оркестр из Удмуртии так глубоко вжился в нее, что стал достойным интерпретатором искусства его страны. Сам дирижер с удовольствием обращается к Чайковскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Рахманинову.

За время сотрудничества с Куадрини наш оркестр вырос и изменился. Поначалу он исполнял только симфоническую музыку. Сейчас в его репертуаре оперы, джаз, состоялся он как замечательный аккомпаниатор в ходе самых престижных вокальных и инструментальных конкурсов и фестивалей, которые в изобилии проходят летом в Италии, участвовал в передачах самых главных телеканалов. «Благодаря маэстро Куадрини мы приобрели огромную нотную библиотеку, которую он нам подарил», — добавила директор оркестра Инна Галушко. Во время гастролей оркестр подружился с многими известными и молодыми талантами. Это позволило пригласить в Ижевск солистку миланского театра «Ла Скала» Кьяру Таиджи (ведутся переговоры о следующем ее приезде). А к открытию сезона вместе с маэстро Куадрини приехал исполнитель на итальянской волынке Пьетро Риччи.

В тот вечер удмуртский симфонический оркестр играл только итальянскую музыку. Причем — малоизвестную. Главный дирижер Николай Роготнев сидел в партере и слушал, как звучит его оркестр, за пультом которого стоял Куадрини. Удивительно, но маэстро не «рвал» итальянские страсти, как бывает на российской эстраде во время исполнения музыки Средиземноморья. Оркестр звучал мягко, постепенно подходя к ярким сочным кульминациям, в лирических эпизодах трогал нежностью и сентиментальностью. Особенно поразил баланс групп: инструменты словно вросли друг в друга, выдавая глубокий, хорошо «размешанный» звук. С каждым дирижером оркестр звучит по-разному — так и должно быть. Маэстро, как истинный итальянец, сравнил этот процесс с любовью: с каждой новой женщиной мужчина ведет себя по-иному. Комментировал концерт итальянский музыковед Джузеппе Конджано. Слушатели познакомились с красивой и интересной музыкой. Например, в интерлюдии Джордано «Сибирь» звучал отголосок русской песни «Дубинушка», завывали холодные ветра, мела метель. Куадрини расширяет кругозор публики не только в Ижевске, но и в Италии. Там тоже изо дня в день играют популярные произведения. А оказывается, у тех же авторов есть забытые, но очень симпатичные страницы. На фоне оркестра оригинально пела волынка Пьетро Риччи, которую он сам сконструировал. Она прорезала тембры классических инструментов, создавая пасторальную картину. Так играет пастух где-нибудь в горах, а овцы и козы слушают его, мерно жуя траву. Необыкновенно изящно и стильно был сыгран вальс из оперы Чилиа «Андриенна Лекуврер». А знаменитая «Тарантелла» Россини оказалась очищена от привычных нам штампов: маэстро предложил нам ее как очаровательную картинку утонченного веселья.

Начало сезону положено, и начало — блестящее. Впереди у поклонников оркестра, а их становится все больше, зал уже не вмещает всех желающих, концерты, концерты, концерты. С приглашенными музыкантами и дирижерами, собственные концепции знаменитой музыки, фестивали. Не все так плохо в поздней сырой и холодной осени, когда есть музыка.

Автор: Нина ПУЗАНОВА
Источник: редакция газеты «Удмуртская правда» (http://www.udmpravda.ru)